Во второй четверти XXI века в клининге, как и во многих других отраслях жизни человека, все меньше осталось от традиционного подхода и все больше чувствуется влияние современных технологий. Сегодня клининг – это не просто тряпки и ведра. Всё большее значение в области профессиональной уборки занимают цифровые технологии и использование искусственного интеллекта.
Основные направления развития цифрового клининга включают:
– «Умный прогноз» и эффективное распределение ресурсов, позволяющее сократить издержки и увеличить продуктивность.
– Применение беспилотников и дронов для оценки состояний поверхностей и выявления загрязнений.
– Активное развитие российского производства клининговых роботов, адаптированных к различным условиям эксплуатации.
– Рост спроса на специалистов в области обслуживания и программирования роботизированной техники.
Эти тенденции повышают эффективность и снижают зависимость от человеческого фактора, позволяя компаниям фокусироваться на стратегическом управлении процессами.
Цифры и прогнозы
Ориентируясь на исследования НАУРР и TAdviser, можно утверждать, что доля автоматизации в клининговой отрасли России с 2020-го по 2024-й год выросла почти в четыре раза – с 3,5% до 13,5%. Объем рынка клининговых роботов за то же время вырос почти в пять раз – до 5,8 млрд руб. Также ровно в пять раз увеличилось количество внедренных роботов: если в ковидном 2020 году их насчитывалась одна тысяча, то в 2024-м – уже 5 тысяч. Исходя из того, что темпы роста доли автоматизации в клининге коммерческой недвижимости в этом году сохранятся, по итогам 2025 года она может достигнуть уже 17%, прогнозируют эксперты.
В целом можно привести несколько наиболее показательных примеров инновационных роботизированных технологий. Японская компания SolarDrone разработала инновационные дроны, которые очищают солнечные панели на заводах компании Toyota. В своей работе они используют навигацию на основе искусственного интеллекта и инфракрасные камеры. Первый в мире робот Ozmo, созданный компанией Skyline Robotics, специализируется на мытье окон небоскребов. В США – своя специфика, поэтому и клининговые дроны заточены несколько под иные задачи. Например, в столице страны, Вашингтоне, используются лазерные дроны с ИИ для удаления граффити. Они сканируют общественные поверхности на предмет граффити. Обнаружив их, дроны при помощи встроенных распылителей закрашивают их.
Используются роботы в клининге и в России. Например, роботы MARK1 в супермаркетах «Магнит Семейный» позволили сократить время влажной уборки на 30%. За чистотой на ПМЭФ в этом году также будут следить роботы-уборщики Cleanbotics 600 и Cleanbotics 400. Оба они были разработаны компанией «Вейбот Инжиниринг». Другой российский стартап – VeDroid – разработал робота-уборщика, который убирает территорию в три раза быстрее обычного человека. Они уже работают в аэропорту Домодедово и на Киевском вокзале. Разработанный этой же компанией робот-дезинфектор VeDroid Foton сокращает риск заражений на 35%. Российские цифровые разработки помогают также оптимизировать работу персонала. В частности, российский AI-алгоритм UpService SweepMe анализирует расписание тренировок в фитнес-клубе для умного распределения сотрудников.
Есть и другие альтернативы. Например, при помощи программы «Все свои» можно отслеживать перемещение («трекинг») сотрудников. Другое IT-решение – IQonnect – помогает учитывать их рабочее время. Успешное тестирования на одном из столичных бизнес-центров продемонстрировало, что система успешно решает проблему с закрытием задач, одновременно помогая контролировать рабочее время сотрудников.
Взгляд в будущее
Развитие цифровых технологий и искусственного интеллекта в клининге уже приносит значимые результаты: повышается эффективность уборки, улучшается управление персоналом, увеличивается доля роботизированных решений. Будущее клининга — это точность, экономическая выгода и минимизация расходов, что делает процесс внедрения инноваций неизбежным и крайне перспективным направлением.
Идеальная уборка благодаря искусственному интеллекту: каким станет рынок клининга в ближайшие годы
